Чувственная абстракция
Концепт

Чувственный – от слова чувство. В нашем значении - воспринимаемый человеком без помощи мышления и логики, интуитивно.
Абстракция – отвлечение, обобщение, создание обобщённых символов.
Абстракт – символ для обобщённой чувственной абстракции.
Абстрактор – человек, выполняющий чувственную абстракцию.
Парадоксальность
Спонтанность
Принцип дополнительности Н.Бора

Суть чувственной абстракции невозможно передать словами по её определению.
Её можно только почувствовать.
Для этого надо отключить мышление, затем почувствовать в рассматриваемом объекте нечто чувственное (абстракт).
Это и будет чувственная абстракция.
Абстракт и чувственную абстракцию нельзя осмысливать и анализировать, иначе они исчезнут навсегда (принцип дополнительности Н.Бора).
Отключать мышление и чувствовать абстракт нужно только спонтанно.
Чувственная абстракция всегда парадоксальна, иначе это не чувственная абстракция, а, вероятно, обычная абстракция или мысленный образ.
Википедия даёт такое определение абстракции:
Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — отвлечение, введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем).
• Форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.
• То же, что и абстрагирование.
• Понятие "абстрактное" противопоставляется конкретному.
• Метод научного исследования, основанный на том, что при изучении некоторого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки, что позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в «чистом виде». Критерием того, насколько абстракции, вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика, а также возможность предсказать новые явления, которые не были известны, либо были упущены. Примеры научных абстракций: Число, Идеальный газ, Материальная точка.
• Результат процесса абстрагирования, выраженный в виде понятия, закона, модели, описания, идеального объекта и пр. Например: число, свойство, качество, количество, Математика, Философия, Мифология, Парапсихология, Метафизика, Информация
• Вид абстрактного искусства
Некоторое абстрактное представление о чувственной абстракции может дать приведённый ниже реферативный текст из книг Капра “Дао Физики” и других авторов.
Говорят, что если применить к этому тексту технику чувственной абстракции, то можно почувствовать саму чувственную абстракцию.

“Высочайшая цель человека – осознание единства и взаимосвязи всех вещей, преодоления ощущения своей изолированной индивидуальности и слияние с высшей реальностью.
Однако физика не может использовать интуитивные прозрения, если их нельзя сформулировать последовательным математическим языком и дополнить описанием на обычном языке.
Основная черта математического описания - абстрактность. Оно является системой понятий и символов, представляющей собой карту реальности. На этой карте запечатлены лишь некоторые черты реальности; мы не знаем, какие именно, поскольку мы начали составление своей карты в детстве без критического анализа.
Поэтому слова нашего языка не имеют четких определений. У них несколько значений, большая часть которых смутно осознается нами и остается в подсознании, когда мы слышим слово.
Неточность и двусмысленность нашего языка на руку поэтам, которые, главным образом, используют его подсознательные пласты и ассоциации. Наука, напротив, стремится к четким определениям и недвусмысленным сопоставлениям, еще более абстрагируя язык и ужесточая, согласно правилам логики, его структуру.
Максимальная абстракция царит в математике, в которой вместо слов используются символы, а операции сопоставления символов строго ограничены. Благодаря этому ученые способны вместить информацию, для передачи которой понадобилось бы несколько страниц обычного текста, в одно уравнение, то есть в одну цепочку символов
Научный метод абстрагирования очень продуктивен и полезен, но за его использование нужно платить. По мере того, как мы все точнее определяем нашу систему понятий и делаем все более строгими правила сопоставлений, она все больше отдаляется от реального мира. Обычный язык - это карта, которая, в силу присущей ей неточности, способна, до некоторой степени, повторять очертания сферической неровности Земли. По мере того, как мы исправляем ее, гибкость постепенно исчезает, и в математическом языке мы сталкиваемся с крайним проявлением ситуации - слишком слабые узы связывают ее с реальностью, отношение символов к нашему чувственному восприятию перестает быть очевидным. Вот почему нам приходится пояснять словами свои модели и теории, вновь прибегая к понятиям, которые можно воспринимать интуитивно, понятиям, в некоторой степени, двусмысленным и неточным.

Основная цель всех этих методик - нейтрализация мышления и активизация интуитивного сознания. Во многих видах медитации нейтрализация мышления достигается при помощи самоконцентрации на каком-то отдельном объекте.
Её следует выполнять спонтанно, без малейшего участия мысли.
Интуиция основывается на непосредственном постижении реальности, а физика основывается на наблюдении явлений природы путем постановки экспериментов. В обеих областях эти наблюдения или состояния затем получают объяснения или толкование при помощи слов. Поскольку слово - это всегда абстрактная и приблизительная схема действительности, словесные описания результатов научного эксперимента или чувтвенного откровения неизбежно неточны и фрагментарны. Это хорошо сознают и современные физики, и восточные мистики.
Китайские и японские мистики нашли другой способ решения проблемы несовершенства языка. Вместо того, чтобы пытаться сгладить парадоксальные черты действительности путем использования мифологических символов и образов, они предпочитают подчеркивать их и использовать обычный язык. Так, даосы часто делали парадоксальные заявления, чтобы обнаружить непоследовательность и ограниченность возможностей вербальной коммуникации. Эта методика получила дальнейшее развитие в буддийской традиции Китая и Японии и достигла совершенства в дзэн-буддизме, наставники которого часто передают ученикам свое знание, используя так называемые КОАНЫ--парадоксальные загадки.
Современная аппаратура позволяет нам косвенно "наблюдать" свойства атомов и других частиц, а следовательно, в какой-то степени "познавать" субатомный мир. Но эти знания в корне отличаются от наших знаний о том, что окружает нас в повседневной жизни. Они уже не определяются непосредственным чувственным восприятием, и поэтому обычный язык, заимствующий свои образы из мира чувств, не годится для описания исследуемых явлений. Проникая в толщу вещества, мы должны отказываться от образов и понятий обычного языка.

"Для того, чтобы рассказать о своих внутренних ощущениях, нам нужны слова, хотя происхождение этих ощущений не имеет никакого отношения к языку. Если Вы никогда не задумывались об этом раньше, это противоречие покажется Вам парадоксальным" Д. Т. СУДЗУКИ

Когда в начале века началось исследование атома, в научной среде уже были широко распространены представления о том, что все научные модели и теории приблизительны, и что их словесные описания всегда страдают от несовершенства нашего языка. В результате открытий в новой области физики были вынуждены признать, что человеческий язык абсолютно не годится для описания атомной и субатомной действительности. Из квантовой теории и теории относительности, которые являются двумя столпами современной физики, следует, что эта действительность не подчиняется законам классической логики.
Так, Гейзенберг пишет:
"Сложнее всего говорить обычным языком о квантовой теории. Непонятно, какие слова нужно употреблять вместо соответствующих математических символов. Ясно только одно: понятия обычного языка не подходят для описания строения атома"
Восточному мистицизму присущи несколько способов обращения с парадоксами действительности. В то время, как индуизм скрывает их за цветистой тканью мифа, буддизм и даосизм предпочитают подчеркивать парадоксы, нежели замалчивать их.
Основное произведение даосизма "Дао-де цзин", написанное Лао-цзы, кажется очень загадочным и даже непоследовательным.
Оно состоит из интригующе парадоксальных утверждений, и его емкий, проникновенный и, в высшей степени, поэтичный язык захватывает внимание читателя, не позволяя ему вернуться на привычные пути логического мышления.

Китайские и японские буддисты, вслед за даосами, научились рассказывать о мистическом опыте путем простой констатации его парадоксальности. Когда дзэнский наставник Дайто увидел императора Годайго, изучавшего дзэн, он сказал:

"Мы расстались много тысяч кальп назад,
и все же мы не покидали друг друга ни на
мгновение. Мы стоим лицом друг к другу весь
день, но никогда не встречались"

Такое чуткое состояние подобно состоянию воина, который ожидает нападения в полной готовности, следя за всем происходящим вокруг него, но ни за чем в особенности. Дзэнский наставник Ясутани Роси использует это сравнение, описывая СИКАН-ТАДЗА,
дзэнский вид медитации:
"СИКАН-ТАДЗА --это особое состояние повышенной восприимчивости, при котором человек не напряжен, не поспешен и ни в коем случае не вял. Таково сознание человека перед лицом смерти.
Представьте, что вы участвуете в поединке на мечах, похожем на те, что проходили в древней Японии. Находясь перед противником, вы, не отрываясь, наблюдаете за ним, вы собраны и чувствуете, что готовы к действию. Утрата бдительности на одно мгновение может обернуться гибелью. Вокруг собирается толпа зрителей. Поскольку вы не слепы, вы краем зрения видите их, поскольку вы не глухи, вы слышите их голоса. Но эти чувственные образы ни на минуту не отвлекают ваш ум".
В Японии сильное влияние дзэн на самурайскую традицию обусловило появление БУСИДО -"пути воина"—искусства фехтования, в котором внутренняя чуткость бойца достигает высочайшего совершенства. Капра.

“КОАНЫ - это тщательно продуманные парадоксальные задачи, предназначенные для того, чтобы заставить изучающего дзэн осознать ограниченность логики самым драматичным образом.
Эти задачи нельзя решить путем размышлений из-за их иррациональной формулировки и парадоксального содержания. Они должны остановить процесс мышления и подготовить ученика к невербальному восприятию реальности.
Современный наставник дзэн Ясутани познакомил западного ученика с одним из наиболее известных КОАНОВ следующим образом:

"Хлопок - звук от двух ладоней. Каков же звук от одной?".
"Каким было твое первоначальное лицо до твоего рождения?".

Нужно постичь сущность этого путем поиска ответа в себе, а не в интеллектуальных размышлениях. Затем ты должен подробно и живо продемонстрировать мне, что понимаешь как живую истину, не прибегая к помощи концепций, теорий и абстрактных рассуждений.
Помни, нельзя понять умом; можно постичь только непосредственно всем существом".
Все эти КОАНЫ имеют более или менее уникальные решения, приближение к которым опытный учитель может немедленно распознать в поведении ученика.
Как только ответ найден, КОАН тут же перестает быть парадоксальным и превращается в глубинное, полное смысла утверждение, созданное на том уровне сознания, которое помог пробудить учитель”.

"Как удивительно это, как таинственно!
Я подношу дрова, я таскаю воду"
Таким образом, идеал дзэн заключается в том, чтобы естественно и спонтанно жить своей повседневной жизнью. Когда одного учителя попросили дать определение дзэн, он сказал: "Когда голоден - ешь, когда устал-спи".
Хотя это кажется простым и очевидным, как многие другие положения дзэн, на самом деле это довольно сложная задача. Достижение первоначальной естественности требует продолжительной работы над собой и может считаться значительным успехом.
Согласно известному дзэнскому учению:
"Пока ты не знаком с учением дзэн, горы-это горы, реки-это реки; когда ты изучаешь дзэн, горы перестают быть горами, а реки - реками; но после того, как ты достиг просветления горы - это снова горы, а реки - снова реки".

Естественность и спонтанность это уверенность в совершенстве нашей первоначальной сущности. Это восприятие процесса просветления как возвращения к тому состоянию, в котором мы находимся изначально. Когда дзэнского наставника спросили о том, как он представляет себе поиски природы Будды, он ответил: "Это похоже на то, как если бы кто-то ездил на быке в поисках этого быка".

“Поскольку парадоксальность и спонтанность лежат вне всех категорий мышления, дзэн интересуется абстракциями и построением концепций. Он не располагает специальным учением или философией, формальными символами веры или догмами и утверждает, что именно свобода ото всех установленных убеждений делает его духовное содержание подлинным. Сильнее, чем какая-либо другая школа восточного мистицизма, дзэн убежден в том, что слова не могут выразить
высшую истину.
"Особое учение вне писаний,
Не основанное на словах и буквах,
Взывающее непосредственно к душе человека,
Прозревающее природу каждого
И позволяющее достичь Буддовости."
Эта техника "непосредственного воззвания" представляет собой специфическую особенность дзэн. Она типична для японского типа мышления - скорее интуитивного, чем интеллектуального и предпочитающего излагать факты без пространных пояснений.
Наставников дзэн нельзя было упрекнуть в многословности и склонности к теоретизированию и рассуждениям. Благодаря этому были разработаны методы непосредственного указания истины при помощи внезапных спонтанных реплик или действий, которые делают очевидной парадоксальность понятийного мышления и, подобно уже упоминавшимся мною Коанам, предназначены для того, чтобы остановить мыслительный процесс и подготовить ученика к мистическому восприятию действительности.
В следующих образцах коротких бесед между наставником и учеником хорошо виден принцип действия этой техники. В такой ситуации наставники стремятся говорить как можно меньше и отвлечь внимание учеников от абстрактных рассуждений, обратив его на конкретную действительность”.

Школа Риндзай, или "внезапная", использует для обучения коаны, описанные в предыдущей главе, и уделяет основное внимание периодическим беседам ученика с учителем, проходящим в формальной обстановке.
Такие беседы называются САНЬДЗЭН, и их основная идея заключается в том, что ученик описывает достигнутое им восприятие КОАНА. Для решения КОАНА необходимы длительные периоды усиленной концентрации, которые в итоге приводят к внезапному прозрению-САТОРИ.
Опытный наставник может распознать то состояние ученика, при котором он находится на грани внезапного просветления, и "втолкнуть" его в САТОРИ при помощи неожиданного поступка - удара палкой или крика.
В школе Риндзай ученик должен решать множество КОАНОВ,
каждый, из которых раскрывает один из аспектов дзэн. Это единственный способ обучения в этой школе, не использующей никаких положительных утверждений, заставляя ученика самостоятельно постигать истины, заключенные в КОАНАХ”.
В дзэнских текстах, кстати сказать, упоминаются также такие методы, как внезапные удары палкой по голове и т. п.:
Встретив прозревшего на дороге,
Не говорите с ним и не молчите,
Не раздумывая, ударьте его посильней,
И то, что нужно понять, будет понято.
(Хуэйкай. Застава без ворот)
Впрочем, внешне жестокие действия, вплоть до нанесения ученикам физических увечий, позволяли себе и дзэнские учителя, ведя своих учеников к главной цели — состоянию просветления.
Всякий раз, когда наставника Цзюйди спрашивали, что такое чань, он в ответ поднимал палец. Один юный послушник в подражание ему тоже стал поднимать палец, когда его спрашивали, чему учит его учитель. Услыхав об этом, Цзюйди взял нож и отрубил послушнику палец. Тот закричал от боли и побежал прочь. Цзюйди окликнул его и, когда он обернулся, снова поднял палец. В этот миг послушник внезапно достиг просветления.
(Хуэйкай. Застава без ворот)

Знаменитое дзэнское изречение: "в тот момент, когда ты заговариваешь о чем-то, ты не достигаешь цели".

Современная физика заставила ученых понять, что, говоря словами Вернера Гейзенберга, "каждое слово или понятие, каким бы понятным оно ни казалось, может найти лишь ограниченное применение"
Восточные мистики постоянно настаивают на том факте, что высшая реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия. Упанишады говорят об этом так:

"Туда не проникает ни взгляд,
Ни речь, ни ум.
Мы не знаем, мы не понимаем.
Так как же можно обучить этому?".

"Кена Упанишада".

Лао-цзы, называющий эту реальность Дао, утверждает то же самое в первой строке "Дао-дэ цзин"; "Дао, которое может быть выражено, не есть вечное Дао". Этот факт, очевидно явствующий при любом прочтении газеты, заключается в том, что человечество не стало мудрее за прошедшие две тысячи лет, несмотря на гигантский рост рационального знания. Он служит достаточным свидетельством невозможности передачи абсолютного
знания словами.
Как сказал Чжуан-цзы, "если бы об этом можно было говорить, каждый рассказал бы об этом своему брату".
Таким образом, абсолютное знание - полностью неинтеллектуальное восприятие реальности; опыт, возникающий в необычном состоянии сознания, которое можно назвать "медитативным" или мистическим. Существование такого состояния было проверено не только многочисленными мистиками на Западе и Востоке, но и при помощи психологических исследований. По словам Вильяма Джемса,

"Наше обычное бодрствующее сознание - рациональное сознание, как мы его называем, - всего лишь один из особых типов сознания, в то время как вокруг него, отделенные тончайшими границами, располагаются абсолютно
непохожие на него потенциальные формы сознания".

“Если хорошенько подумать, все это смахивает на балаган”.
(Хуэйкай. Застава без ворот)

Остаётся только добавить, что чувственную абстракцию можно использовать и используют во всех сферах жизни люди, у которых не абстрактный и не чувственный тип психики. Они это делают на художественных выставках, в литературе и даже в медицине – успешно лечат больных, даже раковых.
Люди с чувственным и абстрактным типом психики ничего этого не делают, и, мне кажется, вообще не подозревают о своих возможностях.
Потому что, если они это осознают или задумаются об этом, они потеряют эту способность. Но у них и так всё получается самым лучшим образом, потому что они – баловни судьбы.
А судьба – это чувственная абстракция с обратным вектором к человеку, способному чувственной абстракции.

Виктор Фершт
Вена, Австрия
Июнь, 2006
Виктор Духовный – информационный спонсор, журнал ООН-ХАБИТАТ “Лучшие пракиики”


главная страница сайта В.Фершта



Hosted by uCoz